Применение зубчатых колёс широко распространено в современных машинах, механизмах и устройствах. В настоящее время изготовление зубчатых колёс предусмотрено для транспортных средств, энергетических установок, грузоподъёмных устройств, авиационной техники, сельскохозяйственных машин и точных приборов. В технических устройствах зубчатую передачу применяют, чтобы распространить вращательное движение между параллельными, скрещенными или пересекающимися осями валов.
Зубчатое сцепление (зубчатая передача), в своей основе имеющее зубчатое колесо со ступицей с калёными зубьями, эффективно передаёт вращательный момент, который создаёт двигатель и ведущий вал. Вместе с этим есть возможность изменения направления вращения, его частоты и мощности крутящего момента.
Большое разнообразие такой продукции предоставляет возможность составления собственных схем зубчатых передач для приведения в движение механизмов с разными габаритами и весом.
Формируется зубчатая шестерня со ступицей на зубчатом колесе, у которого калёные зубья.
Такие изделия используются, когда производятся буровые установки, оборудование¸ агрегаты и разнообразные транспортные трансмиссии. Для них можно назвать такие характеристики:
Выполняется серьёзная продукция с диаметром больше 500 миллиметров. Стали марок 35Л…55Л.
Этот материал применяется, когда производятся зубчатые колёса для нескоростной открытой передачи. Серые чугуны марок СЧ20…СЧ35, высокопрочные чугуны – ВЧ36…ВЧ50 (добавляется шаровидный графит и магний). Для зубьев чугунного колеса допускается ограниченное смазывание.
Для быстроходной и слабонагруженной передачи. Здесь пластмассовое зубчатое колесо должно составлять пару с металлическим колесом. Колёса из пластика бесшумно работают, имеют плавный ход и не требуют тщательной смазки. В производстве предусмотрено применение текстолита (ПТ и ПТК), а также древесно-слоистых пластиков (ДСП-Г).
Материал изготовления этой продукции (углеродистая и легированная сталь) обладает прочностью, долговечностью, устойчивостью к коррозионным процессам. Изделия легко переносят незапланированные температурные регламенты и агрессивную среду. Для уменьшения риска повредить зубья они подвергаются термообработке. Это делает поверхностный слой высокопрочным, предотвращает истирание и повышает прочность на изгиб.
Шестерня на первый взгляд имеет простое устройство, тем не менее, в её конструкции присутствуют разные части. Главный конструкционный компонент – диск с пропорциональным диаметром, а основная часть – обод с зубьями на торцевой и боковой поверхностях. Все они находятся в составах венца зубчатых колёс.
Зубья могут иметь различную геометрию. На это оказывает влияние тип передачи. Чтобы обеспечить закрепление деталей на валах механических устройств, предусмотрено изготовление ступицы. Она может быть с проходящим насквозь квадратным, многоугольным или цилиндрическим отверстием. Место её расположения – центральная часть диска. Для того чтобы закрепить цилиндрический вал, ступица оснащается шпонным пазом. Чтобы уменьшить вес всей конструкции, ступицу и обод делают с меньшей толщиной, чем имеет диск.
Зубчатые колёса со ступицами обеспечивают хорошую работу механизмов благодаря своим достоинствам:
Профессиональные мастера, механики и специалисты, имеющие техническое образование, имеют одинаковое мнение, что шестернями и зубчатыми колёсами называют одни и те же детали. Это подтверждено и в межгосударственном стандарте с перечислением основной терминологии и обозначений зубчатых передач.